Законодательство по обучению безопасности на производстве
1. Введение
Безопасность на производстве – это приоритетная задача для любого работодателя и ключевой фактор сохранения жизни и здоровья работников. В Российской Федерации вопросы охраны труда, пожарной безопасности, промышленной безопасности, экологической безопасности, безопасности дорожного движения, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, а также антитеррористической защищенности жестко регламентируются на законодательном уровне.
Важнейшим элементом обеспечения безопасности на производстве является компетентность сотрудников. Именно поэтому законодательство обязывает работодателей организовывать и проводить обучение работников по различным аспектам безопасности.
Данная статья представляет собой комплексный обзор основных законодательных актов, регламентирующих обучение безопасности на производстве.
2. Охрана труда
Охрана труда является фундаментальным аспектом безопасности на производстве. Комплекс нормативных актов, регулирующих эту сферу, направлен на создание безопасных условий труда, предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Обучение по охране труда является обязательным для всех категорий работников.
2.1. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)
- Степень важности: Основополагающий документ, определяющий права и обязанности работников и работодателей в сфере труда, включая охрану труда.
- Регламентация обучения: Статья 214 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя по обеспечению обучения работников по охране труда, включая обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда. Статья 219 ТК РФ закрепляет право каждого работника на обучение безопасным методам и приемам работы за счет работодателя.
- Вступление в силу: 1 февраля 2002 года.
- Изменения: Вносится регулярно, с учетом изменений в законодательстве и развития технологий. Важно отслеживать актуальную редакцию.
2.2. Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 “О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда”
- Степень важности: Ключевой нормативный акт, детально регламентирующий порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда.
- Регламентация обучения: Постановление 2464 определяет следующие виды обучения по охране труда:
- Инструктажи по охране труда (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой).
- Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим.
- Обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты (СИЗ).
- Обучение по охране труда у работодателя, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организации, оказывающей услуги по обучению охране труда. Постановление определяет категории работников, подлежащих обучению, программы обучения, требования к организациям, осуществляющим обучение, а также порядок проведения проверки знания требований охраны труда. Особое внимание уделено формированию комиссий по проверке знания требований охраны труда.
- Вступление в силу: 1 сентября 2022 года.
- Изменения: Постановление регулярно актуализируется, важно следить за изменениями.
2.3. Приказ Минтруда России от 16.11.2020 N 782н “Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте”
- Степень важности: Ключевой документ для организаций, где выполняются работы на высоте.
- Регламентация обучения: Приказ устанавливает обязательные требования по охране труда при организации и проведении работ на высоте. Работники, выполняющие работы на высоте, делятся на три группы по безопасности работ на высоте. Работники 1 и 2 группы должны проходить периодическое обучение не реже 1 раза в 3 года, работники 3 группы — не реже 1 раза в 5 лет. Обучение должно проводиться в специализированных учебных центрах.
- Вступление в силу: 1 января 2021 года.
- Изменения: Требует отслеживания актуальной редакции.
2.4. Ответственность за отсутствие обучения по охране труда
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), статья 5.27.1, часть 3: Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний к выполнению данной работы влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — от 15 000 до 25 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15 000 до 25 000 рублей;
- на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.
- Надзорный орган: Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) и её территориальные органы — Государственные инспекции труда в Саратовской области. Именно они проводят проверки и выносят постановления о наложении административных штрафов за нарушения трудового законодательства, включая отсутствие обучения по охране труда.
3. Пожарная безопасность
Пожарная безопасность – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение пожаров и минимизацию их последствий. Обучение мерам пожарной безопасности является обязательным для всех работников организаций.
3.1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности”
- Степень важности: Основополагающий закон, определяющий общие принципы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
- Регламентация обучения: Статья 25 закона устанавливает обязанность организаций обучать своих работников мерам пожарной безопасности. Конкретные требования к обучению определяются нормативными актами, принимаемыми во исполнение данного закона.
- Вступление в силу: 27 декабря 1994 года.
- Изменения: Вносится регулярно, с учетом изменений в законодательстве и появлением новых технологий.
3.2. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 “Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации”
- Степень важности: Ключевой нормативный акт, устанавливающий требования пожарной безопасности, которые должны соблюдаться на всех объектах защиты.
- Регламентация обучения: Правила противопожарного режима (пункты 2, 3, 4, 456) устанавливают конкретные требования к обучению мерам пожарной безопасности. В частности, определяются категории работников, подлежащих обучению, виды обучения (противопожарный инструктаж, обучение по программам пожарно-технического минимума), а также порядок проведения обучения. Также устанавливается обязанность руководителей организаций обеспечивать наличие на каждом объекте защиты инструкций о мерах пожарной безопасности для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного участка. С инструкциями необходимо ознакомить всех сотрудников.
- Вступление в силу: 1 января 2021 года.
- Изменения: Регулярно актуализируется, важно следить за изменениями.
3.3. Приказ МЧС России от 18.11.2021 N 806 “Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности”
- Степень важности: Детально регламентирует порядок, виды и сроки обучения мерам пожарной безопасности, а также требования к содержанию программ обучения.
- Регламентация обучения: Приказ определяет следующие виды противопожарных инструктажей: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Устанавливает периодичность проведения повторных инструктажей, а также требования к содержанию программ инструктажей. Определяет категории лиц, которые должны проходить обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности (например, лица, ответственные за пожарную безопасность в организации, руководители структурных подразделений, работники, выполняющие пожароопасные работы).
- Вступление в силу: 1 марта 2022 года.
- Изменения: Подлежит регулярной актуализации.
3.4. Ответственность за отсутствие обучения по пожарной безопасности
- КоАП РФ, статья 20.4, части 1-8: Нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан — от 5 000 до 15 000 рублей;
- на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 000 до 60 000 рублей;
- на юридических лиц — от 300 000 до 400 000 рублей.
- В случае повторного нарушения или нарушения, совершенного в условиях особого противопожарного режима, размеры штрафов увеличиваются.
- Надзорный орган: Органы государственного пожарного надзора МЧС России по Саратовской области. Именно они проводят проверки и выносят постановления о наложении административных штрафов за нарушения требований пожарной безопасности, включая отсутствие обучения.
4. Промышленная безопасность
Промышленная безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах (ОПО) и последствий указанных аварий. Обучение в области промышленной безопасности является обязательным для работников, занятых на ОПО.
4.1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”
- Степень важности: Основополагающий закон, определяющий правовые, экономические и социальные основы обеспечения промышленной безопасности ОПО.
- Регламентация обучения: Статья 9 закона устанавливает требования к работникам ОПО, в том числе требование о прохождении обучения и аттестации в области промышленной безопасности. Статья 14 устанавливает обязанность организаций, эксплуатирующих ОПО, организовывать и проводить обучение и аттестацию работников в области промышленной безопасности.
- Вступление в силу: 1 августа 1997 года.
- Изменения: Вносится регулярно, с учетом изменений в законодательстве и развитием технологий.
4.2. Постановление Правительства РФ от 25.10.2019 N 1365 “О порядке организации и осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности”
- Степень важности: Устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, включая контроль за соблюдением требований к обучению работников ОПО.
- Регламентация обучения: Хотя постановление не регулирует непосредственно обучение, оно определяет полномочия Ростехнадзора по контролю за соблюдением требований к подготовке и аттестации работников в области промышленной безопасности.
- Вступление в силу: 1 ноября 2019 года.
- Изменения: Регулярно актуализируется.
4.3. Постановление Правительства РФ от 13.01.2023 N 13 “Об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики”
- Степень важности: Устанавливает правила аттестации специалистов в области промышленной безопасности.
- Регламентация обучения: Прежде чем пройти аттестацию, специалист должен пройти соответствующее обучение.
- Вступление в силу: 25 января 2023 года.
- Изменения: Регулярно актуализируется.
4.4. Приказ Минэнерго России от 22.09.2020 N 796 “Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок”
- Степень важности: Ключевой документ, устанавливающий требования к обучению и аттестации персонала, эксплуатирующего электроустановки на опасных производственных объектах.
- Регламентация обучения: Определяет порядок присвоения групп по электробезопасности, требования к программам обучения и периодичности проверки знаний. Персонал должен проходить проверку знаний и подтверждать свою квалификацию. Наличие группы по электробезопасности обязательно для допуска к самостоятельной работе в электроустановках.
- Вступление в силу: 15 декабря 2020 года.
- Изменения: Требует постоянного контроля и обновления знаний.
4.5. Ответственность за отсутствие обучения по промышленной безопасности
- КоАП РФ, статья 9.1, части 1-3: Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — от 2 000 до 3 000 рублей;
- на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
- на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- В случае повторного нарушения или нарушения, повлекшего причинение вреда жизни или здоровью людей, окружающей среде, возникновение аварии или иной чрезвычайной ситуации, размеры штрафов увеличиваются, а также предусматривается возможность уголовной ответственности.
- Надзорный орган: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор по Среднему Поволжью). Именно он осуществляет надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО, проводит проверки и выносит постановления о наложении административных штрафов.
5. Экологическая безопасность
Экологическая безопасность – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обучение в области экологической безопасности является обязательным для работников, деятельность которых оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
5.1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
- Степень важности: Основополагающий закон, определяющий правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды.
- Регламентация обучения: Статья 73 закона устанавливает требования к профессиональной подготовке лиц, ответственных за обеспечение экологической безопасности, а также лиц, осуществляющих деятельность, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Обучение должно осуществляться в соответствии с законодательством об образовании.
- Вступление в силу: 12 января 2002 года.
- Изменения: Вносится регулярно, с учетом изменений в законодательстве и развитием технологий.
5.2. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”
- Степень важности: Регулирует отношения в области обращения с отходами производства и потребления.
- Регламентация обучения: Статья 15 закона устанавливает требования к лицам, допущенным к деятельности по обращению с отходами I — IV классов опасности. Такие лица обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) об обучении.
- Вступление в силу: 27 июня 1998 года.
- Изменения: Вносится регулярно, с учетом изменений в законодательстве и развитием технологий.
5.3. Приказ Минприроды России от 01.09.2011 N 721 “Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами”
- Степень важности: Устанавливает порядок ведения учета в области обращения с отходами.
- Регламентация обучения: Хотя приказ не регулирует непосредственно обучение, он определяет обязанности организаций, связанные с ведением учета отходов. Лица, ответственные за ведение учета, должны обладать соответствующими знаниями и навыками, которые приобретаются в рамках обучения.
- Вступление в силу: 26 ноября 2011 года.
- Изменения: Регулярно актуализируется.
5.4. Ответственность за отсутствие обучения по экологической безопасности
- КоАП РФ, статья 8.2: Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — от 1 000 до 2 000 рублей;
- на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2 000 до 5 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Надзорный орган: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор по Саратовской и Пензенской области) и ее территориальные органы. Именно они осуществляют государственный экологический надзор, проводят проверки и выносят постановления о наложении административных штрафов за нарушения природоохранного законодательства, включая отсутствие обучения.
6. Безопасность дорожного движения
Безопасность дорожного движения – это состояние защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обучение по безопасности дорожного движения является обязательным для водителей транспортных средств, а также для лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения в организациях.
6.1. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”
- Степень важности: Основополагающий закон, определяющий правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
- Регламентация обучения: Статья 20 закона устанавливает требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. В частности, они обязаны организовывать и проводить обучение водителей транспортных средств по вопросам безопасности дорожного движения, а также обеспечивать их профессиональную пригодность и соответствие квалификационным требованиям.
- Вступление в силу: 16 декабря 1995 года.
- Изменения: Вносится регулярно, с учетом изменений в законодательстве и развитием технологий.
6.2. Приказ Минтранса России от 31.07.2020 N 282 “Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
- Степень важности: Устанавливает профессиональные и квалификационные требования к работникам, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, включая требования к обучению.
- Регламентация обучения: Приказ определяет требования к квалификации водителей транспортных средств, а также лиц, ответственных за организацию перевозок. В частности, устанавливается требование о прохождении профессиональной переподготовки или повышения квалификации в области безопасности дорожного движения.
- Вступление в силу: 1 января 2021 года.
- Изменения: Регулярно актуализируется.
6.3. Приказ Минтранса России от 29.07.2020 N 264 “Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
- Степень важности: Устанавливает правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
- Регламентация обучения: Правила устанавливают требования к проведению инструктажей водителей транспортных средств по вопросам безопасности дорожного движения, а также к организации стажировки водителей, впервые принятых на работу.
- Вступление в силу: 1 января 2021 года.
- Изменения: Регулярно актуализируется.
6.4. Ответственность за отсутствие обучения по безопасности дорожного движения
- КоАП РФ, статья 12.31.1, части 1-3: Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — от 20 000 до 25 000 рублей;
- на индивидуальных предпринимателей — от 25 000 до 30 000 рублей;
- на юридических лиц — от 100 000 до 120 000 рублей.
- Надзорный орган: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор в Саратове) и ее территориальные органы. Они контролируют соблюдение законодательства в сфере транспорта, в том числе требований к обучению водителей и лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.
7. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации (ГО и ЧС)
Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Обучение в области ГО и ЧС является обязательным для всех категорий работников.
7.1. Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ “О гражданской обороне”
- Степень важности: Определяет задачи и организацию гражданской обороны в Российской Федерации.
- Регламентация обучения: Статья 9 закона устанавливает обязанность организаций осуществлять подготовку своих работников в области гражданской обороны.
- Вступление в силу: 19 февраля 1998 года.
- Изменения: Вносится регулярно, с учетом изменений в законодательстве и развитием технологий.
7.2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”
- Степень важности: Определяет основные принципы защиты населения и территорий от ЧС.
- Регламентация обучения: Статья 20 закона устанавливает обязанность организаций организовывать и проводить обучение своих работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
- Вступление в силу: 24 декабря 1994 года.
- Изменения: Вносится регулярно, с учетом изменений в законодательстве и развитием технологий.
7.3. Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны”
- Степень важности: Детально регламентирует порядок организации обучения населения в области гражданской обороны.
- Регламентация обучения: Положение определяет категории населения, подлежащие обучению, формы обучения, а также требования к содержанию программ обучения. Устанавливается обязанность руководителей организаций обеспечивать прохождение обучения работников в области гражданской обороны.
- Вступление в силу: 14 ноября 2000 года.
- Изменения: Регулярно актуализируется.
7.4. Ответственность за отсутствие обучения по ГО и ЧС
- КоАП РФ, статья 20.6, часть 1: Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан — от 100 до 500 рублей;
- на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей;
- на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.
- КоАП РФ, статья 20.7: Невыполнение требований или мероприятий по гражданской обороне влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
- на юридических лиц — от 50 000 до 200 000 рублей.
- Надзорный орган: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и его территориальные органы. Они осуществляют надзор за выполнением требований в области ГО и ЧС, проводят проверки и выносят постановления о наложении административных штрафов.
8. Антитеррористическая защищенность
Антитеррористическая защищенность – это состояние защищенности зданий, строений, сооружений, иных объектов и территорий от актов терроризма. Обучение в области антитеррористической защищенности является обязательным для руководителей и работников организаций, ответственных за обеспечение безопасности объектов.
8.1. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ “О противодействии терроризму”
- Степень важности: Определяет правовые и организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.
- Регламентация обучения: Статья 5 закона устанавливает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществлять мероприятия по профилактике терроризма, в том числе проводить обучение населения способам защиты от террористических актов.
- Вступление в силу: 10 марта 2006 года.
- Изменения: Вносится регулярно, с учетом изменений в законодательстве и развитием технологий.
8.2. Постановления Правительства РФ, регламентирующие требования к антитеррористической защищенности различных объектов
Существует целый ряд постановлений Правительства РФ, устанавливающих требования к антитеррористической защищенности различных объектов (например, объекты транспортной инфраструктуры, объекты топливно-энергетического комплекса, объекты здравоохранения, объекты образования, объекты культуры и т.д.). Эти постановления устанавливают требования к обучению персонала, ответственного за обеспечение антитеррористической защищенности объектов, а также к проведению тренировок и учений по отработке действий в случае угрозы совершения террористического акта.
- Пример: Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)”. Данное постановление обязывает организаторов мест массового пребывания людей обеспечивать обучение персонала действиям при угрозе совершения террористического акта.
Отсутствие обучения сотрудников мерам антитеррористической защищенности может повлечь за собой административную ответственность по статье 20.35 КоАП РФ (Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и воспрепятствование деятельности лиц, осуществляющих контроль за ее выполнением).
- Надзорный орган: Контроль за выполнением требований антитеррористической защищенности осуществляют различные органы в зависимости от типа объекта (территории). Это могут быть:
- Федеральная служба безопасности (ФСБ) России
- Министерство внутренних дел (МВД) России
- Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) Они проводят проверки и вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 20.35 КоАП РФ.
Заключение
Обучение безопасности на производстве – это не просто выполнение требований законодательства, а инвестиция в безопасность работников и стабильность работы предприятия. Соблюдение нормативных требований, своевременное обучение персонала, а также постоянный контроль за соблюдением правил безопасности – это залог успешной и безопасной деятельности любого предприятия. Важно помнить, что законодательство в области безопасности постоянно меняется, поэтому необходимо регулярно отслеживать изменения и актуализировать программы обучения. Пренебрежение этими требованиями может привести к серьезным последствиям, включая несчастные случаи, аварии, штрафы и приостановление деятельности предприятия.
